На базе пикапа Москвич-2335 в сотрудничестве с Киевским авторемонтным заводом №5 был разработан многофункциональный универсал повышенной вместимости — Москвич-2901. Машина изначально проектировалась как спецавтомобиль медицинского назначения. Об этом свидетельствует цифра «9» в индексе модификации.
Дизайн и конструкция Москвич-2901
Москвич-2901 имел цельнометаллическую надстройку над задней частью, заходящую и на переднюю часть крыши. В итоге, машина получилась на 46 см выше базового хетчбэка. Конечно, это повлияло на внешний вид АЗЛК-2901. Но все же, он разрабатывался как специальный фургон.
В салоне Москвич-2901 полностью соответствовал автомобилю Москвич-2141 до багажного отсека. Последний же здесь просто огромен. Перегородки между багажником и салоном нет, потому сложив спинки заднего сиденья можно к тому же увеличить объем отсека. Сзади машина имеет большую дверь багажника, позволяющую без труда грузить различные грузы. В общем, Москвич-2901 — полноценный пятиместный автомобиль с солидным грузовым отсеком.
АЗЛК-2901 в 1994 году был запущен в мелкосерийное производство, но не на самом АЗЛК, а на Киевском авторемонтном заводе №5. После проведения рестайлинга и выхода модели Москвич Святогор, все изменения внешности и конструкции были применены и на Москвич-2901.
Машина комплектовалась силовыми агрегатами УЗАМ-3317, УЗАМ-3318 и ВАЗ-2106. Аналогично пикапу, АЗЛК-2901 имел заднюю рессорную подвеску, позволяющую повысить грузоподъемность авто. Правда, из-за повышенного центра тяжести, машина имела несколько худшую устойчивость и управляемость.
На заводе была разработана модификация Москвич-2901 в исполнении такси. Но на конвеер она так и не попала.
Модификации Москвич-2901
А вот модификация, для которой изначально и проектировался АЗЛК-2901, все-таки была разработана и выпускалась мелкосерийно. В середине 90-х в результате развала Советского Союза, в стране наблюдался дефицит медицинских автомобилей. И АЗЛК мог заполнить эту нишу своими разработками. Медицинский универсал АЗЛК-2901 во всем был аналогичен стандартному, только комплектовался всем необходимым оборудованием. Была выпущена партия таких машин, которые эксплуатировались в разных городах.
Стоит отметить, что в 2001 году по заказу Министерства здравоохранения также на базе Москвич-2335 был создан экспериментальный образец санитарного автомобиля с двухдверной кабиной. Медицинский отсек был создан из сэндвич-панелей. Машина получилась еще выше, чем Москвич-2901, потому устойчивость имела неважную. Хотя в перспективе планировалось создавать такие модификации на базе удлиненной версии пикапа. К тому же это позволяло создать полноприводный санитарный автомобиль, что было достаточно перспективно. Экспериментальный образец был укомплектован двигателем Renault F3R. Однако, в отличие от АЗЛК-2901, данная модификация была создана в единичном экземпляре и дальше дело не пошло.
В общем, несмотря на незамысловатый дизайн, Москвич-2901 неплохо подходил на роль санитарного авто. Однако, он не получил должного распространения. Кроме того, и в «гражданском» исполнении универсал имеет своих приверженцев благодаря большой вместимости и грузоподъемности. Производство АЗЛК-2901 было прекращено вместе с остановкой завода в 2001 году.